ВИКтор предлагает Вам запомнить сайт «"Веру - Царю, жизнь - Отечеству, честь - никому"»
Вы хотите запомнить сайт «"Веру - Царю, жизнь - Отечеству, честь - никому"»?
Да Нет
×
Прогноз погоды

"Гнушайтесь убо врагами Божиими, поражайте врагов Отечества, любите враги ваша. Аминь"

Православные праздники

сайт посетили

счетчик посещений человек

Читать

О сайте

  • "Русской народности подобает всеобъединяющая
    и всеподчиняющая сила, но каждой народности
    да будет свобода во всем, что этому объединению
    и этому подчинению не препятствует".

    Император Александр III

Новички

1042 пользователям нравится сайт lawyer-russia.mirtesen.ru

Последние комментарии

ВИКТОР КУЗНЕЦОВ
Огромное СПАСИБО автору публикации.
ВИКТОР КУЗНЕЦОВ Завещание Валентина Распутина
Виктор Кедун
Они уже..... бомжи!
Виктор Кедун Наталия Витренко: Украина - государство-смертник. (ВИДЕО)
Жанна Чёшева (Баранова)
Константин Ионов (К.Р.А.Б.Е.К.)
.
Константин Ионов (К.Р.А.… Он им сам подсказал кого принести в жертву
Жанна Чёшева (Баранова)
Василий Луна
Сергей Похвалов
Олег Чернов
юрий иванов
Людмила С.

Поиск по блогу

Человек, опередивший своё время - Сергей Мальцов

развернуть

Человек, опередивший своё время - Сергей Мальцов

В XIX веке его называли «русским американцем», многие им восхищались, другие считали странным и чудаковатым человеком. К сожалению, в наше время его имя незаслуженно забыто, а передовой опыт развития производства в рамках крупного региона не оказался востребованным. А между тем это был известный организатор в сфере промышленности.



Сергей Иванович Мальцов (1810-1893) находился в непосредственной связи со Смоленщиной. На территории Рославльского уезда до отмены крепостного права располагалось обширное поместье Мальцовых, в которое входили села Епишево, Прыща, ряд деревень, всего 11 поселений, в которых насчитывалось более 90 дворов, число крепостных превышало 600 душ мужского пола.


Смоленский Демидов.


Предки Мальцова были известными российскими купцами и предпринимателями. Они занимались в XVIII веке торговлей и производством стекла. Один из представителей династии – Иван владел брянской вотчиной, доставшейся от своей матери. Он значительно расширил поле своей деятельности: владел несколькими стекольными, хрустальным, чугуноплавильным, железоделательным заводами. В Дятькове Брянского уезда при нем был открыт первый в России свеклосахарный завод.

Человек, опередивший своё время - Сергей Мальцов


Мальцов Иван Акимович

У Ивана Акимовича Мальцова было два сына. Большой след в истории отечественной промышленности оставил младший – Сергей Иванович.
Будущий известный предприниматель получил хорошее домашнее образование, владел несколькими иностранными языками; служил в гвардейской кавалерии, потом был адъютантом принца Петра Ольденбургского. С ранних лет Мальцов интересовался заводским делом и в 1849 году вышел в отставку и посвятил себя управлению своими заводами. В 1839 году он устраивает рельсопрокатный завод и в 1841г. получает первые русские рельсы. Здесь же выпускаются русские паровики.
В 1854 году С.И. Мальцов записывается в купечество по первой гильдии. После Синопской победы над турками 30 ноября 1853 года во время Крымской войны 1853-1856 годов Мальцов предложил правительству построить железную дорогу упрощённого типа от Екатеринослава (ныне – Днепропетровск) в Крым. Однако проект не был принят, о чём сильно пожалели с началом Крымской войны. Если бы на тот момент в Крым была проведена железная дорога, то Россия вряд ли потерпела бы такое сокрушительное поражение. Но С.И. Мальцов и во время Крымской войны помогал стране. Так, он взял на себя поставку в Крым пушечных лафетов по цене 675 рублей за лафет, тогда как до этого казна закупала лафеты по цене 1200 рублей.
С.И. Мальцов быстро достиг успехов. Для ознакомления с передовым опытом зарубежных стран он сам ездил в Европу, часто выписывал к себе нужных ему специалистов: мастеров, техников, при необходимости посылал своих людей на обучение за границу.

Прообраз технопарка.


В рамках ареала функционирования предприятий Мальцова был создан заводский округ, который включал в себя северную часть Брянского уезда Орловской губернии, среднюю и южную часть Жиздринского Калужской губернии и восточную часть Рославльского уезда Смоленской губернии. Всего земли во владениях С.И. Мальцова было 238 тысяч десятин, в том числе около 150 тысяч десятин леса. В 1860-1870 гг. «Мальцовский промышленный район» занимал огромную территорию: её протяженность с севера на юг была около 120 км, а с запада на восток – 80 км.
Здесь находилось до 25 крупных заводов и примерно 130 мелких обслуживающих предприятий, на которых работало 13-15 тысяч человек, а всего населения в округе было до 100 тысяч человек. На песоченском заводе наряду с отливкой литья и выработкой железа впервые в России изготавливалась чугунная эмалированная посуда. Сергеем Мальцовым были созданы 3 чугунолитейных и железоделательных завода, механический, паровозовагонный заводы, винокуренные, пивоваренные, лесопильные (паровые и водяные), кирпичные заводы и др. Все эти предприятия взаимно дополняли друг друга.
На Смоленщине С.И. Мальцов имел в селе Епишево сахарный завод, несмотря на то, что после отмены крепостного права многие подобные заводы приказали долго жить. В 1838 году С.И. Мальцов основал стекольный завод в Щеткинском бору при реке Ипуть. На заводе первоначально занято было 73 крепостных, земельный надел которых составлял 80 десятин.


Для управления своими предприятиями Мальцов в 1875 году учредил Мальцовское промышленно-торговое товарищество с правлением в Дятькове. В него вошли: 11 заводов металлообрабатывающих и механических, 8 фабрик по изготовлению стекла и стеклянной посуды, 4 завода винокуренных и пивоваренных, более 200 тысяч десятин земли. Чтобы сохранить исчезающие леса, производилась разработка копей каменного угля и торфяных залежей, несмотря на убытки, которые она приносила.
Для того чтобы связать воедино свои удалённые заводы, Сергей Иванович Мальцов лично спроектировал и построил узкоколейную дорогу. Паровозы и вагоны были собраны также по чертежам Мальцова. Дорога связала все предприятия и посёлки промышленного района, должности обслуживающего персонала на ней занимали местные крестьяне. По сведениям журнала «Живописная Россия», по дороге ежегодно перевозилось до 20 миллионов пудов грузов и до полумиллиона пассажиров. Несмотря на сравнительно небольшие свои параметры, дорога была прибыльной: даже в 1901 году – при затратах в 401 тысячу рублей она дала 587 тысяч рублей дохода. Важно отметить также, что на топку паровозов шёл уголь исключительно из местных месторождений.
Впрочем, для управления такой огромной территорией требовалась современная связь. И Мальцов это прекрасно понимал. В соответствии с тогдашним законодательством связь являлась прерогативой государства. Однако дождаться от государства прокладки телеграфных линий было нереально. Несмотря на запреты правительства, Сергей Иванович соединил все свои предприятия телеграфной связью, устроив в России первый частный телеграф. Чуть позже к телеграфной добавилась телефонная связь. Даже в Европе не было такого уровня развития связи.


Сумасшедший бизнесмен?


К сожалению, и в дореволюционной России не всегда все хорошо обстояло с честностью и добросовестностью чиновников. В 1874–1875 годах Мальцов по заказу Департамента железных дорог заключил договор на изготовление в течение шести лет 150 паровозов и 3 тысяч вагонов, платформ и угольных вагонов из отечественных материалов. В новое дело С.И. Мальцов вложил более двух миллионов рублей, сумма по тем временам гигантская: были построены мастерские, выписаны из Европы машины, построены печи Сименса для выплавки рессорной стали (ранее в России непроизводимой), приглашены мастера во главе с французскими инженерами Фюжером и Басоном. И в этот момент недобросовестные чиновники из Департамента железных дорог разместили заказы за границей, ничем такого поступка не мотивируя. Да к тому же ещё и Моршанско-Сызранская дорога, которой незадолго перед этим Мальцов изготовил паровозов на 500 тысяч рублей и которые она приняла, отказалась оплачивать заказ из-за якобы банкротства.
Таким образом, на складах Мальцова к 1880 году оказалось готовой продукции на сумму 1,5 миллиона рублей. Для того чтобы как-то поддержать дело, С.И. Мальцов заложил свои крымские имения. Дело усугубило предательство жены и детей.


Жена – княжна Анастасия Николаевна Урусова, оставшаяся с детьми в Петербурге, получавшая приличное содержание и не пропускавшая ни одного придворного бала, стала распускать всюду слух, что ее муж сошел с ума.
Мальцов писал с горечью своему товарищу: «Двор в лице жены Александра II забрал мою жену. Она подружилась с больной императрицей и бросила меня. Детей приохочивал к работе – бросили, ненависть ко мне затаили. Много они заводских денег сожрали – и все мало. Выросли, поженились, и им кажется, что с заводов золотые горы получать можно...» Жена Мальцова отплатила мужу черной неблагодарностью и сделала все для того, чтобы его признали сумасшедшим.
Для Сергея Ивановича это стало страшным ударом, но и после отдачи его под суд в 1882 году в качестве умалишенного он еще был готов бороться. Однако в начале 1883 года разбился и с тяжелой черепно-мозговой травмой полгода лечился. Тем временем его семья, уже при Александре III, добивается признания его недееспособным и лишает прав собственности на промышленные предприятия.

Английский инвестор не пришёл.


Впрочем, существует и несколько иная точка зрения причин краха дела Мальцова. По мнению исследователя А. Субботина, «с конца 1870-х годов разные причины подорвали деятельность Мальцовских заводов, которая не была согласована с новыми условиями русской экономической жизни. Так, с проведением сети железных дорогстали открываться другие, однородные с Мальцовскими, заводы, которые стали посылать по этим дорогам свои товары на те же рынки, на которые посылали свои изделия и Мальцовские заводы. Потом открылся доступ иностранным изделиям. Вследствие этого механическое дело на Мальцовских заводах стало давать убыток, потому что оно было сопряжено со стремлением делать все из русских материалов. Например, когда получен был заказ на паровозы, то оказалось, что рессорной стали в России нет, и вот Сергей Иванович задумал устроить свое рессорное дело. И на заводе в Сергиево-Иванове устроил образцовую печь Сименса, вследствие чего пришлось понести значительный убыток, который еще более истощил оборотный капитал. Для поддержки дела пришлось образовать акционерное товарищество, но и при нем убытки продолжались, росли казенные долги, так что заводы на время передавались в казенное управление, которое одни заводы, второстепенные, закрыло, а на главных сократило работы, после чего часть рабочих разошлась в другие районы, а из оставшихся значительная часть работала по 2-3 дня в неделю, чтобы всем хватило работы. Население от уменьшения заработка стало приходить в упадок».


Как бы там ни было, 28 августа 1885 года дело было передано в ведение казны. При переходе в казну имущество Мальцовского торгово-промышленного товарищества было оценено в 16 миллионов рублей. На этот момент Товарищество должно было казне 3,3 миллиона рублей. Но за четыре года внешнего управления долг только вырос до 7,5 миллиона рублей, что и не удивительно при высоком уровне воровства в среде бюрократии. Великий русский писатель Лев Толстой, побывавший в 1885 году в Дятькове, писал своей жене о Мальцове, что он «…находится в страшном положении. Дело громадное, требуется сотни тысяч. Рабочих 100000, требующих работы, и денег нет…»
6 апреля 1888 года Мальцовское промышленно-торговое товарищество было признано несостоятельным. Англичане предлагали царскому правительству 30 миллионов рублей за весь мальцовский район. Однако чиновники, у которых глаза разгорелись от близости крупных хищений, оценили район в 40 миллионов, и сделка не состоялась. Упадок мальцовского округа продолжался до 1893 года. Затем в связи с расширением железнодорожного строительства правительство решило возобновить сталелитейное и механическое производство в округе.

Смерть промышленного генерала.


Сам Сергей Иванович Мальцов навсегда отошёл от дел в 1884 году. Он переехал в Крым, где занялся садоводством, выпустил второе издание писем Либиха, напечатал свои проекты 40-х годов об обеспечении народа на случай голодовок, а во время голода 1891 года написал несколько статей по этому вопросу.
21 декабря 1893 года, во время поездки в Санкт-Петербург, Сергей Иванович Мальцов умер от удара. Тело его было перевезено в село Дятьково, где и погребено в фамильной усыпальнице. Очевидец – корреспондент писал по этому поводу: «Десятки тысяч народа многие часы ночью ожидали останки того, кто в течение полувека был истинным для них благодетелем. Тело С.И. Мальцова было встречено на станции многочисленным духовенством всех заводских церквей, им построенных, хорами из 200 певчих... Тысячная толпа с обнажёнными головами, сотни факелов, ярко освещавших последний путь незабвенного «генерала», – картина торжественная, впечатляющая – никогда не изгладится из памяти!»

Вложения в персонал - самые выгодные.

Человек, опередивший своё время - Сергей Мальцов


На этом следовало бы и остановиться, но Мальцов был необычным предпринимателем, не только потому что являлся новатором и очень предприимчивым человеком своего времени. Он придерживался передовых для своего времени взглядов и был одним из первых в России предпринимателей, внедривших на своем производстве идеи социального партнерства. Для ряда рабочих Мальцов устанавливает восьмичасовой рабочий день.
Работа на мальцовских предприятиях была тяжёлой (рабочий день на некоторых предприятиях начинался в 5 часов утра и заканчивался в 8 часов вечера), но это компенсировалось системой социальных гарантий. В районе ходили свои деньги, т.н. «мальцовки» – специальные талоны номиналом от 3 копеек до 5 рублей, которыми частично выплачивали зарплату. На мальцовские деньги отпускались товары повседневного спроса по ценам ниже, чем средние цены по России. На «мальцовки» рабочие даже в неурожайные годы могли приобретать у себя в районе хлеб и продукты по ценам значительно ниже рыночных. Удивительно, но и позже эти денежные знаки на протяжении многих лет использовались в денежном обороте центральных губерний Европейской России наравне с общегосударственными кредитными билетами. Среди рабочих была достигнута почти поголовная грамотность, искоренено пьянство. Ежегодно на благотворительность Мальцов тратил более 60 тысяч рублей.

В школах товарищества учились 1500 мальчиков и девочек.В уставе созданного Товарищества мальцовских заводов было записано, что организация обязана поддерживать в надлежащем виде и порядке больницы, аптеки и продолжать выплаты пенсий и пособий сиротам, вдовам и немощным рабочим, а также ежегодно выделять из доходов определённый процент на благотворительность.
Мальцов строил рабочим каменные домики городского типа, на 3-4 комнаты, с усадебной землей для сада и огорода; им бесплатно отводился выгон и отпускалось топливо.

Человек, опередивший своё время - Сергей Мальцов


Церковь Спаса Преображения в Дятьково Фото конца XIX века

В заводских центрах открывались школы, строились церкви, организовывались большие хоры певчих из среды мастеров. Удивительный факт, но никто из рабочих не был оскорблен Мальцовым; за уклонения и проступки никто не был лишен работы; провинившегося старались исправить ненасильственными мерами. Даже в период крепостного права никто из мальцовских рабочих не испытал телесного наказания.
Примечательно то, что Мальцов старался найти руководителей для своего производства из своих крестьян. Почти все директора, управляющие заводами и фабриками, кроме нескольких инженеров, являлись бывшими его крепостными.

Человек, опередивший своё время - Сергей Мальцов
Вот что писал публицист Василий Немирович-Данченко о Мальцове.

«В трех уездах – Брянском, Жиздринском и Рославльском – расположилось фабрично-заводское царство, созданное усилиями одного человека. Тут работают более ста заводов и фабрик; на десятках образцовых ферм обрабатывается земля; по речонкам бегают пароходы; своя железная дорога; свои телеграфные линии. Отсюда добрая часть нашего отечества снабжается стеклом, фаянсом, паровозами, вагонами, рельсами, земледельческими орудиями...
Люди, проживающие свои доходы на публичных женщин, проигрывающие в карты кровь и пот народа, чуть не с ужасом говорят о Мальцове: «Это – маньяк! Как простой мужик забился в деревню и живет там с крестьянами!..» Он мог бы тратить миллионы, играть роль при дворе – а он бросил карьеру, удовольствия столичной жизни...»

К этому стоит добавить, что главной целью своей деятельности Мальцов ставил вовсе не наживу, а развитие и дальнейшее распространение новых и полезных для России производств.

Будет ли памятник предпринимателю?


В царской России слишком поздно оценили деятельность выдающегося предпринимателя. По свидетельству одного из его современников, «Прошло каких-либо 10 лет, и имя Мальцова забыто. Между тем с этим именем связано много начинаний в России… Во Франции, Англии, Германии такие деятели долго живут в памяти народа, им ставят памятники в назидание потомству. Что же сделано по отношению С.И. Мальцова – ровно ничего… Между тем промышленная Россия могла и даже должна поставить С. Мальцову памятник… История почти всех технических производств в России связана с именем Мальцова – вот почему надо, чтобы имя этого человека в назидание потомств и в памяти всей промышленной России».
Несмотря на гвардейское прошлое, он вёл скромную жизнь, мало отличающуюся от жизни любого конторского служащего, и это при том, что Сергей Иванович был одним из богатейших людей России. Не удивительно, что Мальцов был человеком самым набожным и верноподданным. При всех своих трудах не пропускал ни одной службы в церкви, пел в церковном хоре. На себя Сергей Иванович тратил 6 тысяч рублей в год – включая деловые поездки за границу.
До сих пор многие его идеи являются актуальными, в том числе в сфере организации производства, внедрения передовых технологий.
Мальцов понял, сколь важную роль в производстве играет человеческий фактор, и поэтому не жалел средств для социального и культурного просвещения рабочих. Хороший урок для современных предпринимателей.

Автор - Павел Федоренко, историк
Подробнее: http://delovoymir.biz/ru/columns/291

ОАО «Людиновский тепловозостроительный завод»


Первыми в России локомобили начали производить Людиновский и Брянский завод. На Брянском заводе в 1874 году был изготовлен первый в Российской Империи локомобиль. Этот локомобиль был оснащен паровым двигателем мощностью 10 л.с., весил 8 тонн и был способен тянуть до десятка колесных прицепов-платформ с грузом. Всего было изготовлено 7 таких ТМВ. Позже в начале 20 века производством локомобилей в стране занимались много заводов, но вскоре они были вынуждены отказаться ввиду высокой стоимости штучного производства.
И только Людиновский завод стал производить локомобили серийно.
Изображение
Первые такие агрегаты стали эксплуатироваться в сельском хозяйстве. В конце 19 века началось массовое производство локомобилей. В 1894 Мальцевым создается Акционерное общество Мальцовских заводов, которое устанавливает новые цехи и все свои вырученные средства отправляет на развитие производства локомобилей. Уже с 1908 года завод стабильно расширял производство и стал лидирующим заводом в России, по производству Локомобилей.
Изображение
Изображение

Автомобили Людиновского завода отличались хорошим качеством и экономичностью, местами даже превосходили зарубежные локомобили. В 1912 году завод отметил выпуск 1000-го !!! локомобиля.
К тому моменту локомобили уже имели двигатели мощностью 45 л.с. Однако уже через 2 года завод побьет свой «рекорд» в два раза - 90л.с.!!!
Годы были успешные для завода, но начавшаяся война сильно понизила спрос на локомобили. Спроса на них почти не было. В военные годы и годы Гражданской войны завод выполнял в основном военные заказа: мины, пулеметы, снаряды.
В 1924 году Людиновский завод восстанавливает выпуск серийных локомобилей.
Вторая мировая война практически полностью остановила деятельность завода. Людиновский завод несколько раз подвергался бомбардировке.

http://originalbusiness.ru/biznes-i...i-segodnya.html

В 1874 -1878 гг.Людиновский завод строил рутьеры или по заводской терминологии – «паровозы для обыкновенных дорог» по образцу машины английской фирмы «Авелинг и Портер». Это было самое первое в России автомобильное производство.

В 1905 году на заводе начат выпуск локомобилей по патенту немецкой фирмы «Ланц».
С 1905—1917 гг. заводом было выпущено 2 558 локомобилей.

В 1930-е годы завод массово выпускает локомобили и паросиловые установки. Выполняя план ГОЭЛРО завод выпустил более 22 тысяч локомобильных электростанций!!! для отдаленных районов страны.

В 1940 году заводом было выпущено свыше 600 локомобилей общей мощностью 38512 л.с.

В годы Великой Отечественной войны завод был эвакуирован в города Куса (Челябинская область), Балаково, Сызрань.
В результате эвакуации оборудования предприятия в Сызрани на его базе в годы войны был построен Сызранский локомобильный завод, ныне Сызранский завод тяжелого машиностроения. Уже с 1944 года завод снова начинает выпуск локомобилей для нужд сельского хозяйства страны. План первого квартала 1945 года, по выпуску локомобилей завод перевыполнил вдвое.
В 1950-е годы предприятие меняет профиль производства: от локомобилей переходит к выпуску гидротурбин.

http://www.nasled.org/forum/viewtopic.php?f=4&t=9791&...

 


Опубликовано 28.06.2013 в 21:05

Комментарии

Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)
Василий Луна
Василий Луна 28 июня 13, в 21:07 Цех металлообработки Людиновского локомобильного завода, дореволюционный снимок. Текст скрыт развернуть
4
Показать новые комментарии
Показаны все комментарии: 1